Top Ad unit 728 × 90

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ В ХОРАСАНЕ И МАВЕРАННАХРЕ В ПЕРИОД САСАНИДОВ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Политика и религия в Хорасане и Мавераннахре в период Сасанидов. Часть первая

Еще более точное определение границ Хорасана дает ибн Хаукал: Хорасаном называется регион на Востоке, границы которого доходят до Сиистана и Инда, а также край Халадж, находящийся между Кабулом и Ваханом На востоке граничит со степью Гуз и Горган, на севере граничит с Мавераннахром на юге - степи Фарс и Кумис, вплоть до Дайлама, Гургана, Табаристана и Рея.


Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно заключить, что в состав Хорасана входили районы, простирающиеся от берегов Джайхуна до Синда, на западе до степи Дашти Лут, района Рей (нынешний Тегеран), юго-восточные районы Хазарского моря (Каспийское море), вплоть до Хорезма.


К примеру, Алиакбар Деххуда, известный иранский энциклопедист, автор многотомного Энциклопедического словаря Деххуда, на основе имеющихся сведений исторических источников дает следующее географическое определение Хорасана: Хорасан в древнеперсидском языке встречается как Хаварзамин (Восточная земля). В начале средневековья так называли все районы распространившегося ислама, простирающиеся до Индийских гор. Таким образом, вся территория Мавераннахра, расположенная на севере Хавара, за исключением Сиистана и Кухистана на юге, входила в этот регион.


Внешней границей Хорасана и Мавераннахра считалась Китайская степь, и в направлении Инда ограничивалась Гиндукушем.


О географии Хорасана и Мавераннахра много ценной информации можно подчеркнуть из арабских и персидских письменных источников таких как Худуд-ал-олам неизвестного автора, Сурат-ал-арз Ибн Хаукала, Масолик-ал-мамолик Истахри, Джугрофие Хафиза Абру, а также из исторических трактатов - Та΄рих-ар-расул вал-мулук Табари, Та΄рихи Сиистан неизвестного автора, Таджориб-ал-умам Мискавайхи, Та΄рихи Байхаки и др. На основе имеющихся сведений определение географических границ данного региона, на первый взгляд, не составляет большой трудности. Однако среди ученых нет единого мнения о географических рамках Хорасана и Мавераннахра, поскольку в разные исторические периоды, в силу различных причин, границы исследуемых регионов часто изменялись.


Несмотря на это, можно утверждать, что данные регионы были исторической родиной таджиков.


Территориальные границы Хорасана в большинстве историко-географических источников, в том числе в Худуд-ал-олам, определены таким образом: На Востоке его границей считается Индия, на юге некоторые регионы входят в Хорасан, часть степи Каргаскух, на западе границей являются Горган и район Гора, его северной границей является река Джайхун.


Сегодня мы уже довольно отчетливо осознаем ту роль, которую сыграли народы Хорасана и Мавераннахра, их культура и духовный мир в становлении и развитии не только цивилизаций Среднего и Ближнего Востока, но и европейской цивилизации. Этот регион был для Ближнего Востока и Европы своего рода сокровищницей многих культурных ценностей, духовных откровений и в силу этого, постоянным раздражителем, ставившим перед человеческой мыслью новые, неведомые проблемы, вынуждавшие, благодаря своей актуальности, искать на них ответы, отвечающие духу времени и прокладывающие пути в будущее.


Что касается географических границ Мавераннахра, то сведения об этом регионе более точны, и поэтому нет необходимости в их подробном изложении. Иными словами, регион, расположенный в северо-восточной части Хорасана, за рекой Аму, называли Мавераннахром (по персидски Вароруд- букв. за рекой), границы его доходили до Китая, где проживали арийские народности.


По мнению таджикского исследователя М. Исоматова, несмотря на то, что Бахраму Гуру удалось добиться победы в борьбе против тюркского кагана, правителей Балха, Гарджистана, Хатлона, Чаганиана и Бухары, и он заставил их платить дань Сасанидскому государству, можно утверждать, что Сасанидам все же не удалось полностью лишить тюрков (т.е.эфталитов Т.Г.) власти.


По нашему мнению, географические границы Хорасана более точно, чем в других источниках определены в Джуграфие (Географии) Хафиза Абру, который пишет: Восточные пределы Хорасана простираются до верховьев Аму и гор Бадахшана, Тохаристана и Бамиана, к которому примыкает район Гур, верховья реки Хирманд. Западные пределы его простираются до степей Хоразма, районов Дехистан и Джузджан, до моря Хазар и некоторых районов Кумиса и Рея. Северные границы Хорасана простираются до реки Джайхун, на берегах которой расположен Омуя.


Ее южные границы заканчиваются в Синде.


Хорасан и Мавераннахр включают в себе регионы, простирающиеся от берегов Амударьи до Синда, на западе - до степи Дашти Лут, нынешнего Тегерана, на востоке - до Каспийского моря, на западе - вплоть до Китая.


В другом источнике - Масолик-ал-мамолик Истахри границы Хорасана определены следующим образом: На востоке границы Хорасана простираются до Сиистана и Индии, до Гура, Халаджа и Кабула, западная часть Хорасана простирается до степей Газни и района Горган, на севере Хорасан граничит с Мавераннахром, некоторыми районами Туркестана и Хуталля. На юге Хорасана расположены степи Фарс и Кумис. До этого было сказано, что Кумис принадлежит к Дайламану, а также Хорасан простирается до Горгана, Табаристана и Рея и прилегающих к ним районов.


Примечателен и тот факт, что иранцы были и в числе первых пропагандистов христианства в Китае, Индии и Цейлоне. В Six 100 twoscore г. они даже основали в столице Китая первую христианскую церковь.


В период правления Бахрама I (273-275) всю территорию Сасанидского государства охватили массовые социально-религиозные волнения. В таких условиях Мани вновь вернулся в Ктесофон и начал открыто пропагандировать свои религиозные взгляды. Он убеждал Бахрама принять его учение и объявить государственной религией.


По сведениям А.Озари, когда Бахрам ознакомился с его учением, он велел его казнить, содрать кожу и набить ее сеном и повесить на воротах Джунди Шапур в назидание другим.


В период завоеваний Шапура I в различных регионах Ирана начались массовые выступления последователей буддизма, христианства и иудаизма, которые стремились укрепить свои позиции в государстве. Шапур объявил о свободе религиозных убеждений, что стало причиной возникновения и распространения множества религиозных течений. Одним из таких религиозных течений было учение Мани.


Мани после долгих путешествий по Хорасану и Мавераннахру вместе со своими последователями вернулся в столицу Сасанидов Тайсафун (Ктесофон). Верховная власть Сасанидов рассматривала учение Мани как угрозу в свой адрес и по приказу Шапура движение Мани было жестоко подавлено. Мани и его многочисленные последователи нашли убежище в Туркестане и Китае.


По сведениям этого историка, тогда взоры Ардашира были направлены на Сиистан, Горган, Абаршахр и Мерв, после чего направился он в сторону Балха и Хорезма, являющихся частью Хорасана. Затем он возвратился в Мерв, из Мерва он направился в сторону Персии, обосновался в Гуре, на поклон к нему поспешили послы шахов Кушана, Турана и Мукрана. Из этого следует, что Ардашеру удалось разрушить огромную Кушанскую империю и подчинить Ирану различные племена и народности Хорасана и Мавераннахра, обложить их данью.


Другой правитель Сасанидской империей Шапур I (241-272) свои завоевания начал также в восточном направлении, подчинив Мерв, Герат, всю территорию Абаршахра, Сиистан, Туран, Мукран, Патран, Хиндустан и Кушаншахр, вплоть до Пешаварской равнины, затем Кеш, Согд и районы Чача. Сасанидские шахи продолжали свои завоевательные походы и в западном направлении.


В период правления в Сасанидской империи Ардашера Бабакана (224-241) к Ирану были присоединены северо-восточные провинции, известные как Хорасан. Табари утверждает, что Ардашер Бабакан хотел вернуть себе земли своих предков, выходцев из этой части. После этого он обратил внимание на религиозные верования, распространенные в сопредельных землях, и объявил в качестве государственной религии Сасанидов зороастризм.


ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ В ХОРАСАНЕ И МАВЕРАННАХРЕ В ПЕРИОД САСАНИДОВ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Таким образом, исторические источники свидетельствуют о том, что накануне арабских завоеваний границы Ирана простирались до Китая, Северной Индии, Кавказа, находящегося под властью Сасанидского государства, составной частью которого считались Хорасан и Мавераннахр.


Несмотря на продолжающиеся внутри страны религиозные волнения, Иран вел активную внешнюю политику с соседними странами, особенно с Римом, Китаем и Индией. Сасанидские правители с самого начала возникновения своего государства всегда поддерживали дружественные отношения с этими странами. Их религия зороастризм, имела своих многочисленных последователей не только среди населения Китая, но и среди чиновников императорского дворца.


Так, по имеющимся сведениям два китайских императора - Пай Чи (550-577) и Пай Чу (556-581) приняли зороастрийскую религию.


После возникновения ислама и образования халифата Хорасан и Мавераннахр были присоединены к владениям халифата и управлялись как единое административное образование, известное как Хорасан. Именно в таком понимании мы исследуем данный регион в своей работе.


После смерти Хурмуза II - известного правителя Сасанидского государства империя осталась без наследника престола, что привело к изменению внутреннего и внешнего положения государства. Усилилось вмешательство наместников в дела двора и государственного управления. Особенно ухудшилось международное положение государства.


Историк Табари по этому поводу пишет: Когда соседним правителям стало известно, что у персов нет наследника престола, тюрки, римляне и арабские правители, находящиеся ближе к персам, начали претендовать на их земли.


Именно в этот период Сасанидская империя начала распадаться на отдельные государства и на ее восточных границах - в Восточном Тохаристане и Бадахшане - возникло государство эфталитов, которое затем подчинило себе Балх и Гарджистан.


В период своего расцвета, т.е. в 50-е годы V в. эфталиты подчинили себе хионитов, окончательно присоединили Гарджистан, Тохаристан, Балх и Бадахшан и создали на части территории Сасанидов в Тохаристане и части Хорасана государственное образование, которое постепенно начало соперничать с Сасанидами. В такой сложной обстановке, когда эфталиты практически контролировали политическое положение в регионе, в Сасанидском государстве к власти пришел Бахрам V (420-438).


Бахрам V, учитывая внутреннее положение империи, в первую очередь начал преследование христиан. В Cd xx one г. в битве с Римом он одержал победу, но волнения в восточной части империи вынудили Бахрама заключить соглашение с Римским государством, которое гарантировало свободу христианам, проживающим в Иране, и зороастрийцам в римских владениях. Одновременно между Римом и Ираном был заключен союз в целях совместной защиты от эфталитов.


Сведения Истахри о границах Хорасана, простирающихся на севере до Мавераннахра, на западе до Газни и Горгана, совпадают со сведениями других источников. Более точные сведения у него по поводу восточных и южных границ Хорасана. Истахри причисляет районы Гура, Кабула и прилегающие к ним районы к Индии, северо-восточные границы которой граничили с Хорасаном.


Истахри определяет южные пределы Хорасана, как было отмечено в работе Сурат-ал-арз Ибн Хаукала, Кумысом и степью Фарс, называющейся сегодня Дашти Лут, районами Дайлам, Табаристан и Рей.


После смерти Бахрама V в период правления Йездигирда II (438-457) противоречия между Сасанидами и эфталитами еще более обострились. Йездигирд II попытался направить все силы государства на борьбу против эфталитов, которые угрожали восточным рубежам государства. Однако после поражения от эфталитов в трех сражениях (442-454 г.) Йездигирд II потерял контроль над восточной частью своих владений.


К этому времени эфталитам удалось создать собственное государство, которое претендовало на соперничество с Сасанидским государством.

Похожие записи:


  1. МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
  2. grades

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ В ХОРАСАНЕ И МАВЕРАННАХРЕ В ПЕРИОД САСАНИДОВ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Reviewed by EssayPapers on 08:15 Rating: 5

No comments:

All Rights Reserved by Essay Pedia - how do essay online free examples © 2010 - 2015
Powered By Edu-Profit, Support by Write Essay

Contact Form

Name

Email *

Message *

Powered by Blogger.